08 окт.2015
Политика

Священная война

Наш колумнист - о песне, которая звучала в первые дни войны и провожала бойцов на фронт [видео]

Бойцы Красной Армии отправляются на фронт. Ленинград. 1941г.

Есть в отечественной истории песни, которые, несмотря, казалось бы, на «неактуальность» слов, все равно нас волнуют по-настоящему.

Среди таких песен – «Священная война»...

Не знаю, как у других, а у меня мурашки бегут при первых же звуках мелодии и первых словах: «Вставай, страна огромная!». Ты словно погружаешься в то время, в то состояние, в котором пребывали твои отцы и деды: в состояние страшной тревоги и великой решимости защищать Родину до последней капли крови, готовности умереть, но отстоять свой дом, свою семью, свою Отчизну. В этот момент по-настоящему, физически ощущаешь и страшную опасность, нависшую над Отечеством, и прилив сил, воли, возможности противостоять этой опасности. В этих чувствах нет пошлости и местечковости, нет шкурничества и кухонной мелочности: они высокие и благородные.

Я выскажу, может быть, крамольную мысль, но мне кажется, что эта песня, прозвучавшая в первые дни войны – в период оглушенности, ощущения непоправимости происходящего, неразберихи, страха, паники, непонимания, растерянности, сумбурности - сделала больше для отрезвления, мобилизации сил народа, для укрепления духа – чем самые жесткие и зажигательные речи и действия власти и командиров. Песня все расставила на свои места и каждому указала его место и роль, в каждом открыла и укрепила его духовную мощь.

«Священная война» родилась в минуту величайшего человеческого потрясения, вот почему эмоциональный заряд ее оказался столь велик и всепроникающ, не скудеющий со временем.

24 июня 1941 года – через два дня после вероломного нападения фашистской Германии на СССР, в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта Лебедева-Кумача «Священная война». Они настолько поразили руководителя Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски и композитора Александра Александрова, настолько они были созвучны его собственным мыслям и чувствам, что музыка к ним родилась буквально в одночасье, на одном дыхании. Уже на следующий день артисты ансамбля, еще не успевшие уехать на фронт, разучивали новую песню. Причем, даже не с листа – печатать ноты было некогда – а с обыкновенной школьной доски, на которой слова и ноты были написаны мелом.

И уже 26 июня песня впервые прозвучала на Белорусском вокзале – для бойцов, отправлявшихся на фронт. Очевидцы рассказывали, что ее исполняли шесть раз – для каждого нового эшелона… И те, кто ее услышал, вспоминали «Священную войну» в самых тяжелых боях, в самые трудные минуты – и она помогала выдержать и вражеские атаки, и свои поражения, не потерять крепость духа. Заряжала на сопротивление и стойкость.

Но, удивительное дело, «высокие инстанции» поначалу отнеслись к песне с некоторой опаской: она показалась слишком трагичной, нежизнеутверждающей, поскольку говорила не о грядущей скорой победе, а о тяжелых испытаниях, которые придется перенести, предупреждала о высокой цене, которую необходимо будет отдать за Победу. И только с 15 октября, когда всем стало ясно, что война эта будет затяжной и страшно кровопролитной, когда враг оказался уже вблизи от Москвы – во Ржеве, Калуге, Калинине (Тверь), когда стало ясно, что вставать должна вся страна огромная, а иначе никак, а иначе с врагом не справиться, - песня стала ежедневно звучать по Всесоюзному радио, после боя Кремлевских курантов.

Но прошли годы, советский народ ценой невероятных усилий отстоял свою Родину, уничтожил фашизм, водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. На долгие годы воцарился мир и, казалось, песня утратила свою актуальность, ушла в историю. Но вот десять лет назад мелодия снова зазвучала на парадах в честь Дня Победы - в тот момент, когда выносится священное Знамя Победы.

С чем это связано? Об этом я спросил я у главного военного дирижера России, генерал-лейтенанта Валерия Халилова, уже много лет определяющего музыкальную составляющую парада.

- Валерий Михайлович, ведь раньше на вынос знамени играли марш Преображенного полка. А потом вдруг вспомнили «Священную войну». Мне кажется, слова в песне не очень подходят к сегодняшнему моменту…

- А их и не надо применять к сегодняшнему дню. Слушайте музыку! Я как раз о словах не думал, когда решил использовать творение Александрова. Кстати, это сложный вариант, потому что пришлось менять ритмику... Это было непросто. Но сама музыка-то превосходная! Десять лет назад, когда мы впервые заиграли марш «Священная война», у нас были на параде американцы, англичане, французы. Я спрашивал их: что вас больше всего на параде потрясло? Они сказали: гимн, «Священная война» и «ура!». Говорят: мурашки по телу.

- Есть такой исторический факт, что 22 мая 2007 года ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова исполнил «Священную войну» в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. И в некоторых российских СМИ тогда посчитали, что такой песенный ответ на негативное отношение Запада к России приобрел неоднозначный смысл. На ваш взгляд, стоит ли за рубежом исполнять эту песню?

- Смотря где. Я был свидетелем, когда в Ливане ансамбль Александрова пел эту песню, и весь зал встал. В Ливане!

- Очень интересно.

- Вы во всем ищете политику, а я - слушаю музыку. А музыка - мощная, монументальная. И к выносу Государственного флага и Знамени Победы подходит необычайно. И о словах здесь никто не думает. Причем «фашистская орда»? Давайте оценивать художественные достоинства музыки, а не политическое звучание слов.

Может быть, Валерий Михайлович прав и не нужно слова песни воспринимать как руководство к действию, но разве устарели, например, такие строки:

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей.

Или вот эти:

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

***

Дорогие друзья! По-прежнему жду от вас новых заявок. И размышлений - о пережитом, о сокровенном. Если можно, укажите номер своего телефона - вдруг нужно будет что-то уточнить. Вот мой электронный адрес: gamov@kp.ru

Великие песни: Священная война
источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru